Поклонники творчества главного балетмейстера Большого театра народного артиста Беларуси Юрия Трояна 13 февраля смогут сказать слова благодарности Мастеру за профессионализм, талант, искреннее и честное служение балетному искусству. Юрий Антонович принял непростое решение оставить театр и уйти на заслуженный отдых, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в учреждении культуры.
Спектакль «Сотворение мира» 13 февраля будет посвящен первому Адаму — его роль Ю. Троян исполнял в изначальном составе.
— Органичное сочетание мастерства и экспрессии, глубокое проникновение в каждый создаваемый образ, актерское дарование сделали фигуру Юрия Трояна явлением белорусского балетного искусства, — отметили в театре.
20 лет Юрий Троян блистал на сцене Большого в самых разных партиях, а в историю белорусского балета вошел в том числе как и первый исполнитель знаковых ролей. Он и Хозе в спектакле «Кармен-сюита» Бизе–Щедрина, и поражающий своей мощью и силой духа Спартак в одноименном балете Хачатуряна, одухотворенный и лирический Поэт в спектакле «Кармина Бурана» на музыку Орфа, озорной Тиль Уленшпигель в одноименном балете классика белорусской музыки Евгения Глебова и, конечно, Адам в балете на музыку Петрова «Сотворение мира».
Ценным вкладом в наследие белорусского балета стали новые постановки, осуществленные Трояном — «Крылья памяти» Владимира Кондрусевича, «Тристан и Изольда» на музыку Рихарда Вагнера. Благодаря Юрию Трояну белорусское искусство обогатилось новыми национальными балетами — «Витовт» и «Анастасия» на музыку Вячеслава Кузнецова. В октябре 2021-го впервые в Большом зазвучала музыка Родиона Щедрина — в постановке Трояна для всей семьи «Конек-Горбунок».
— С точки зрения популярности и успеха самыми яркими были годы с 1968-го по 1988-й. Старался отвечать на признание со стороны зрителей своим трудом, выкладывался по максимуму, и наград было много, я не обижен. Спасибо за это и стране, и народу, — отмечал ранее Ю. Троян в интервью корреспонденту агентства «Минск-Новости». — Ведущий артист — эгоист, эгоцентрист, иначе он не сможет стать яркой звездой. Эта черта необходима для выхода на сцену. Когда ты лидер в творчестве, то все силы бросаешь на свое развитие. Ты настолько втягиваешься в процесс, что позже переключиться на самоотдачу, когда обучаешь других, очень сложно. Нужно отдать все знания, опыт, силы, чтобы артисты балета стали лучше, чем ты. Порой необходимо просто перешагнуть через свою популярность и достижения… Я это делаю уже более 30 лет. Точно знаю: есть те, кто займет мое место, когда уйду. Незаметно, осторожно готовлю их к этому. Мне важно оставить после себя профессионалов, способных заниматься этой непростой работой, причем не обязательно единомышленников. Нужно, чтобы они умели видеть в людях потенциал и помогали ему развиться.
Поклонники творчества Ю. Трояна смогут 13 февраля прийти в Большой театр, где в этот вечер прозвучат добрые слова — от коллег, друзей, театральной семьи, с которой Юрий Антонович не прощается, а говорит: «До свидания!».
Справочно
Танцовщик, педагог, балетмейстер, постановщик, хореограф Ю. Троян впервые вышел на белорусскую сцену в 1958-м как совсем юный артист миманса… в опере. Но постепенно начал все больше и больше интересоваться балетным искусством. Это увлечение и привело Юрия Трояна в минское хореографическое училище. Его педагогами стали Валентин Давыдов, Александр Коляденко, Семен Дречин.
После окончания учебы молодого танцовщика зачислили в труппу Большого театра Беларуси. Его первыми крупными работами стали партии в балетах Чайковского — Принц в «Щелкунчике», Зигфрид в «Лебедином Озере», Дезире в «Спящей Красавице».
Партии в спектаклях мирового классического балетного репертуара принесли Ю. Трояну первый успех, признание и звание заслуженного артиста, которое он получил в 21 год!
Фото из архива Большого театра Беларуси
Смотрите также:
Источник: minsknews.by