Белорусский режиссер Е. Климович: «В документалистике все инструменты хороши, но важно, насколько они правдивы»

0 97

Белорусский режиссер Е. Климович: «В документалистике все инструменты хороши, но важно, насколько они правдивы»

Сыграл в картине «Движение вверх», снял документальный фильм «Нормандия — Неман. Монолог». Знакомьтесь — актер, режиссер, сценарист, продюсер, внук народной артистки СССР Галины Макаровой и заслуженного артиста БССР Павла Пекура минчанин Егор Климович. Подробнее о его творчестве и жизни — в материале корреспондента газеты «Минский курьер».

Выбор

— Вы актер, режиссер, сценарист, продюсер. Какая профессия все-таки основная?

— Режиссура. В кино нормальная практика иногда менять свой профиль. Быть режиссером или продюсером тяжело. Поэтому, когда появляются актерские проекты, я на них отдыхаю. Один из таких выйдет в 2022-м. Это сериал о баскетбольной команде «Лос-Анджелес Лейкерс» в 1980-е, в котором я сыграл центрового Дэйва Робиша, а снимался вместе с потрясающим, работоспособным и скромным Эдрианом Броуди. Кстати, я уже участвовал в российской картине, посвященной этому виду спорта, — «Движение вверх».

Белорусский режиссер Е. Климович: «В документалистике все инструменты хороши, но важно, насколько они правдивы»
— Почему выбрали документалистику? Ведь в этом жанре меньше свободы для самовыражения.

— Люблю цитировать фразу «В игровом кино режиссер — это бог, а в кино документальном бог — это режиссер». Если в первом случае атмосфера и конфликты нарочно создаются, то во втором — уже в процессе появляются интересные факты, неизвестные на стадии подготовки.

Например, во время съемок фильма «Нормандия — Неман. Монолог» брал интервью у военного летчика Ивана Молчанова, который вместе с эскадрильей «Нормандия — Неман» воевал в годы Второй мировой. Первый вопрос, который я задал на тот момент 97-летнему Ивану Ивановичу, как он оказался в авиации. И услышал потрясающую историю: «Мы с ребятами в детстве на моей малой родине много времени проводили у реки, а неподалеку свои опыты ставил Циолковский». Сначала не поверил ему, поэтому начал проверять географию перемещения обоих. Оказалась, что так и было. Как вспоминал Иван Иванович, мальчишки пришли к Циолковскому с просьбой разрешить назвать авиационный кружок его именем. Константин Эдуардович дал согласие и даже растрогался. Когда сталкиваешься с такими историями, это пробирает до самого сердца.

Работы

— Как вам удалось попасть в проект трижды оскароносного режиссера Оливера Стоуна «Qazaq. История золотого человека» о Казахстане и его первом президенте Нурсултане Назарбаеве?

— Одна компания предложила мне сделать трейлер к предыдущему фильму Оливера. Мою работу оценили, после чего я получил приглашение стать участником команды. В «Казахе» выступаю в качестве режиссера монтажа и продюсера пост­продакшена. Отчасти пришлось заниматься режиссурой, поскольку в документалистике очень много вопросов, если не большая их часть, решается именно на монтаже.

С этой картиной связана одна интересная история. Когда-то я работал на телеканале СТВ. Тогда спортивную дирекцию возглавлял талантливый журналист Вадим Бицан. Он единственный корреспондент, который присутствовал ночью с 7 на 8 декабря 1991 года в Вискулях, где было подписано знаменитое Беловежское соглашение о прекращении существования Советского Союза. В «Казахе» одна из глав посвящена этому исторически важному моменту, а Нурсултан Назарбаев дал оценку тем событиям. Я вспомнил, что есть документальные хроники, нашел эти кадры. Благодаря мне они оказались в фильме.

Кстати, один из генеральных продюсеров — Игорь Кобзев — тоже белорус. Здорово, что два соотечественника встретились на таком проекте и сделали что-то большое.

Белорусский режиссер Е. Климович: «В документалистике все инструменты хороши, но важно, насколько они правдивы»
С Игорем Кобзевым. Съемки «Казаха»

— Сейчас вы снимаете ленту «Афганистан. 7 граней войны». Чего ждать зрителям?

— Инициатор этого проекта, в котором я выступаю и режиссером, и продюсером, — Фонд памяти Виктора Дубынина. Виктор Петрович — выдающаяся личность, первый человек, возглавивший Генеральный штаб России после распада СССР, главнокомандующий 40-й армией в Афганистане. В 2023-м ему исполнилось бы 80 лет, в связи с этим и возникла идея о документальной картине. Главный герой фильма — 40-я армия. Одна из задач ленты — произвести оценку тех событий.

Белорусский режиссер Е. Климович: «В документалистике все инструменты хороши, но важно, насколько они правдивы»

Черное и белое

— У вас большой опыт общения с высокопоставленными людьми. Они легко идут на контакт?

— Все зависит от человека, его характера. Особых сложностей не возникало. Я сотрудничал с президентами пяти государств и людьми, имеющими большое политическое влияние. Со съемочной группой ездили в гости к Рамзану Кадырову, Нурсултану Назарбаеву и многим другим.

Первый президент, которого встретил, — Билл Клинтон. Мне тогда исполнилось 10 лет. История забавная. В 1994-м президент США посетил Беларусь, в том числе побывал на площади Победы в Минске. Всю ее территорию оцепили: американские снайперы заняли позиции на крышах ближайших домов, в том числе и на нашем — на проспекте Независимости, 36. Обстановка нервная. Клинтон приехал на гигантском пикапе. Выйдя из машины, он решил пожать руки собравшимся белорусам, среди них был и я. После нашего рукопожатия президент США направился дальше. Решив не останавливаться на достигнутом, я еще 2 раза пробирался вперед и в нужный момент снова протягивал руку. В итоге — три рукопожатия с Клинтоном. При последнем он еле сдерживал смех, поскольку запомнил меня. Тут я обратил внимание на охранника. Тот дал понять, что достаточно.

— Вы сочувствуете героям своих фильмов?

— Предпочитаю за них радоваться. Мне повезло: встречаю людей, проживших прекрасную и счастливую жизнь. Конечно, они сталкивались с серьезнейшими трудностями на своем пути. В этом случае все зависит от того, преодолели они их или нет. Возможно, поэтому мои картины наполнены любовью.

Белорусский режиссер Е. Климович: «В документалистике все инструменты хороши, но важно, насколько они правдивы»
— Всегда ли верите словам тех, кого снимаете? Ведь люди могут невольно лепить свой образ на камеру?

— Мы живем в иррациональном мире, поэтому нет четкого деления на белое и черное. Помните, как пел Виктор Цой: «Я не люблю, когда мне врут, но от правды я тоже устал». Если кто-то и приукрашивает историю, то вопрос, какой импульс это дает — положительный или отрицательный? Если мотивирует на что-то хорошее, то почему нет. Горькая правда иногда может сильно навредить, а небольшая ложь — спасти человеческие судьбы.

— К провокациям часто прибегаете?

— Да. Надо находить в себе смелость задавать неудобные вопросы. Однако для этого нужен талант к ним подвести.

— Может ли режиссер-документалист в работах пусть и не прямо, но выражать личную позицию?

— Это зависит от амбиций. Считаю: сколько бы ты ни пытался высказать мнение, люди все равно сформируют свое. Если человек не был очевидцем событий, их участником, то его мысли по теме будут выглядеть лживо. В документалистике все инструменты хороши, но важно, насколько они правдивы.

Смотрите также:

 

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube

Источник: minsknews.by

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.