Четверть века в тандеме. Как Эмиль Брагинский творил свои лучшие фильмы вместе с Эльдаром Рязановым
Эмиль Брагинский всегда был в тени соавтора — великого режиссера-комедиографа Эльдара Рязанова. Однако надо уточнить: то была эпоха Брагинского в эпохе Рязанова. Они вместе создали свои лучшие фильмы — трилогию о любви «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман» и «Вокзал для двоих», а также «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Гараж», «Забытая мелодия для флейты». Кто кого подмял под себя и всегда ли Брагинский и Рязанов творили пьесы и сценарии в мире и согласии, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Писатель с двойной фамилией
«Все вокруг считали, что я припиявился к Эмилю, дабы красоваться в титрах в качестве сценариста, — говорил Рязанов. — Но зачем я тогда сдался Брагинскому в виде соавтора пьес и повестей?!» И то верно. Писатель Брагинский-Рязанов насочинял комедий кучу малу, причем далеко не всё Рязанов перенес на киноэкран, например, так и не сделал кинофильмом хорошую пьесу «Родственники».
Как работал писатель с двойной фамилией? Встретились мэтры: Брагинскому — 42 года, за плечами багаж пьес, одна из которых, «Раскрытое окно», имела громкий успех, и девять реализованных киносценариев; Рязанову — 36 лет и семь полнометражных картин, включая «Девушку без адреса» и «Гусарскую балладу». Встреча была для Рязанова зигзагом удачи: благодаря ей режиссер стал драматургом. До этого пьес и повестей он не писал.
Кто кого подмял под себя? Никто и никого. Умные люди всегда понимают, что мир стоит на договорных отношениях.
Они выработали устав:
- Никому не рассказывать, кто и что придумал.
- Если один соавтор против фразы или эпизода, другой не смеет спорить. Безоговорочно фраза, эпизод идут в отходы.
- Соавторы работают и обедают (держитесь, жены!) поочередно друг у друга.
- Один сидит за пишущей машинкой, второй сидит (лежит) на диване. Всё.
Писали без плана — фантазия рождала эпизоды сама. Правда, писалось по-разному. Если «Ирония судьбы» родилась за две недели, то пьеса «Аморальная история», ставшая основой ленты «Забытая мелодия для флейты», — почти год.

Соавторы Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский
Следуя уставу, писатель Брагинский-Рязанов творил пьесы и сценарии в мире и согласии. Была, правда, борьба за диван…
Налево? Да, ходили оба. Рязанов изменил Брагинскому с Григорием Гориным («О бедном гусаре замолвите слово»). Брагинский вместе с Аллой Суриковой сотворили ее дебютный полный метр — кинокомедию «Суета сует». Также Брагинский сделал два удачных фильма с Петром Фоменко.
Развод состоялся в 1987 году. Брагинский считал: потенциал взаимного творческого настроя исчерпан. Рязанов думал: ну невозможно жить двум разным людям в унисон много лет. «Мы и так проработали вместе больше четверти века. Редкий брак столько длится!» Все же он тосковал по Брагинскому и однажды, в 1998-м, зазвал Эмиля к себе, и они сочинили «Тихие омуты». А вскоре Эмиль Вениаминович умер. Вышедший два года спустя фильм «Тихие омуты» начинается с титра «Памяти Эмиля Брагинского посвящается».
Тандем Брагинский — Рязанов удивителен тем, что сошлись почти по Пушкину: волна и камень, лед и пламень. Один — здоровый и толстый, другой — маленький и щуплый. Один — с бурным, взрывным характером. Другой — сдержанный, в меру честолюбивый. В очерке Брагинского «Воспоминания о Рязанове и о самом себе» читаем: «Нас объединило одинаковое представление о том, какой должна быть комедия. В первую очередь умной, доброй, где смех не самоцель, а лишь результат. Комедия должна нести людям свет надежды».
Счастливый человек
Специалисты по человеческому телу очень часто оказываются и знатоками человеческих душ. Врачами были писатели Рабле, Вересаев, Чехов, Даль, Булгаков, Лем, Аксёнов… Медицинское образование москвича Эмиля (Эммануэля) Брагинского осталось незаконченным, помешала война, впрочем, он сам бросил мединститут на последнем курсе. Успел поработать в эвакуации в госпиталях санитарным врачом. Тихий, негромкий юноша… Сирота. Отец Вениамин Брагинский (предки из белорусских краев, из Брагина) рано оставил семью, а когда Эмику было 9 лет, умерла мать. Оба родителя — врачи.
Эмик хорошо рисовал, играл в шахматы, писал стихи и рассказы… Одним словом, вундеркинд. Уже после войны окончил экстерном юридический институт. Однако спор за профессию у всех его увлечений выиграла литература.

Ирма и Эмик
Брагинский по большому счету был везунчиком. Свой первый выигрышный билет он вытащил, когда влюбился в четвертом классе в соседку по парте Ирму. Вместе поступили в мединститут. Вместе были в эвакуации. Там, в Сталинабаде (Душанбе), зарегистрировали брак. Любовь длилась 57 лет — до смерти Эмиля. Впрочем, неправильно. Любовь длилась еще 13 лет — до смерти Ирмы. За каждым великим мужчиной всегда стоит великая женщина. Ирма вдохновляла и поддерживала мужа во всем. Ее черты рассыпаны по многим пьесам и сценариям Эмиля Брагинского. Это Оля, невеста Орешникова («Зигзаг удачи»), Надя («Ирония судьбы…»), Иллария («Почти смешная история»), Ольга Рыжова («Служебный роман»), Галина Кадетова («Артистка из Грибова»)… Они внешне и внутренне очень красивы. Освещены добрым и слегка печальным взглядом автора.
Второй выигрышный билет — соавторство с Рязановым. Все утверждают: сочиняли душа в душу. Но ведь был однажды скандал! Рязанов в фильме «Забытая мелодия для флейты» вознамерился в обход Брагинского убить главного героя, которого играл Леонид Филатов. И тогда тихий, тщедушный Эмиль Вениаминович превратился — в это трудно поверить — в огромного рычащего льва. Он спас героя в первой реальности, а во второй, в фильме, его спасла возлюбленная — медсестра Лида (Татьяна Догилева).
Потому что убивать любовь нельзя, каким бы разумным это ни казалось.
…Все, что нужно было Брагинскому в быту, — чистая бумага, шариковая ручка и тишина в квартире. Еще хорошо, чтобы у ног лежала собака…
Весной 1998-го Эмиль и Ирма вернулись в Москву из путешествия. Настроение у Брагинского было отличное. Острил, балагурил, легко шагая по шереметьевскому аэровокзалу. Прошел паспортный контроль, пересек границу России. Вдруг упал и, не приходя в сознание, скончался.
И вы скажете, что он несчастливый?
Брагинский без Рязанова
Писатель и сценарист творил и без помощи своего верного соратника. Вот список произведений, которые вышли из-под пера Брагинского без соавторства с Рязановым:
Справочно
Первый киносценарий Брагинского-Рязанова, «Угнали машину» (1963) превратился в фильм «Берегись автомобиля» (1966).
На «Беларусьфильме» в 1995 году Михаил Пташук снял кинофильм по пьесе Эмиля Брагинского «Игра воображения». Роли исполнили Юлия Высоцкая, Игорь Костолевский, Любовь Полищук, Александр Филипенко и Стефания Станюта.
Источник: minsknews.by