Совместить карьеру и материнство. Интервью с ведущей балериной Большого театра и мамой особенного ребенка
Сложно ли совмещать балет и материнство, воспитывать одаренную дочь и особенного сына, быть внешне хрупкой и внутренне сильной. Об этом корреспонденту газеты «Вечерний Минск» рассказала солистка балетной труппы Национального академического Большого театра оперы и балета Татьяна Уласень.
Когда «каторга» в радость
— Каждая выпускница хореографического колледжа наверняка мечтает стать солисткой. Ваша карьера в театре складывалась легко или каждую удачу приходилось отвоевывать?
— В балете, мне кажется, редко бывает легко даже очень одаренным людям. Чтобы подарить зрителю праздник, приходится выкладываться и физически, и эмоционально. Не случайно о нашей профессии говорят: «каторга в цветах». Это не преувеличение. У меня средние для балета физические данные, поэтому приходилось много трудиться, чтобы добиться результата. К счастью, в хореографическом колледже повезло с педагогом — Верой Николаевной Швецовой, а в театре Валентин Николаевич Елизарьев разглядел мой творческий потенциал и начал пробовать в разных партиях. Солисткой стала, уже имея за плечами солидный репертуар.
— Знаю зрителей, которые в восхищении от ваших партий в новых оперных спектаклях. Это Сирена в «Виллисах. Фатум» и Марлен Дитрих в «Фаусте». А какие роли вам самой особенно дороги?
— Фея Карабос в «Спящей красавице», леди Капулетти в «Ромео и Джульетте», цыганка в «Дон Кихоте». По-своему дорог каждый персонаж. Вот и над Морской царевной в недавней премьере — «Конек-Горбунок» — интересно было работать.
— С каким стереотипом о балеринах чаще всего приходится сталкиваться за пределами театра?
— Нередко меня спрашивают: «Правда ли, что балерины из зависти друг к другу подбрасывают стекло в пуанты?» Приходится разочаровывать: я такого не припомню. У нас довольно дружный коллектив, доброжелательные отношения.
— А что касается жестких ограничений в еде — это правда?
— К счастью, у меня с детства умеренный аппетит. Позволяю себе все, но понемногу. Если хочется, могу съесть и пирожное. Еще в колледже поняла: лучше всегда держать себя в форме, чем экстренно сбрасывать вес перед экзаменами.
— Есть балерины, которые после рождения ребенка не возвращаются на сцену, а вы, родив двоих, вернулись.
— Раньше балерины, особенно примы, рожали детей перед выходом на пенсию, поскольку не могли позволить себе такую «роскошь» на пике карьеры. Сегодня многое стало проще. Балерины берут малышей в переноске на репетиции, сами или свободные коллеги за ними присматривают. Я тоже выходила на работу, когда детям исполнялось 11 месяцев. Помогала мама, которая понимала: век балерины короток, нужно успеть реализовать себя в профессии.
— Материнство, как правило, хорошо отражается на творчестве…
— Когда становишься мамой, многие ценности в жизни переосмысливаешь, иначе расставляешь приоритеты. Внутренне становишься богаче, и твои образы получаются многограннее и глубже.
— До какого возраста вы хотели бы танцевать?
— Пока будет позволять форма. Понятно, что в 37 лет связки уже не такие эластичные, как в 25, не так быстро восстанавливаешься после спектакля. Но пока на сцене хорошо выглядишь, можно работать. А вот если недоволен собой, то пора уходить. И лучше сделать это на год раньше, чем на день позже.
— Чем займетесь, уйдя из театра?
— Я уже подготовила запасной аэродром. В 2010-м окончила БГАМ, получив диплом педагога-хореографа. Сначала преподавала хореографию в минской СДЮШОР № 4, потом в балетной школе Марины Вежновец. В этом году решила сделать паузу — сын пошел в первый класс и ему нужно уделить больше времени.
Негласное правило
— Как у вас с мужем распределены домашние обязанности?
— Мы легко заменяем друг друга. Готовлю, например, обычно я, но если не успеваю, то с успехом справляется муж.
— Вы строгие родители?
— Наши дети знают, что есть время для занятий, а есть для отдыха и игр. Учим думать над последствиями своего поведения и поступков. Но чересчур строгими нас не назовешь.
— Как обычно проводите с детьми досуг?
— Читаем книги, обсуждаем их. Любим гулять в парке, посещаем детские мероприятия.
— Многие творческие союзы оказываются недолговечными. Что скрепляет ваш брак?
— Для меня и Алексея (Алексей Чернышевич, педагог хореографической гимназии-колледжа. — Прим. авт.) семья — огромная ценность. Мы стараемся придерживаться негласного правила «Один за всех, и все за одного». Уверенность друг в друге позволяет прощать несовершенства.
— Татьяна, поделитесь секретом, как вы все успеваете?
— О, я далеко не все успеваю (смеется). Сначала делаю то, что первостепенно, чего нельзя не сделать, а потом то, что получается. И не страдаю из-за того, что не могу объять необъятное.
Дочь — балерина и «солнечный» сын
— Ваша дочь тоже занимается балетом. Это была ваша или ее инициатива?
— Аня очень энергичная девочка, и мы отдали ее в художественную гимнастику. Спустя время она высказала желание заняться балетом. Если бы у дочери не было данных, я бы отговорила ее. Но они есть. Сегодня Аня учится в хореографической гимназии-колледже и очень довольна.
— В школе Марины Вежновец вы были педагогом у своей дочери?
— Нет. Ребенку сложно объяснить, что в репетиционном зале нет мамы, а есть педагог. Поэтому с Аней занимались коллеги. Конечно, в каком-то смысле я ей помогаю. Вижу и успехи, и погрешности. Она интересуется моим мнением, и я подсказываю, над чем ей стоит работать. Обсуждаем с дочерью каждый спектакль. Мне тоже интересно ее мнение: дети часто видят то, чего не замечают взрослые.
— В одном из интервью вы признались: диагноз сына стал громом среди ясного неба, вам показалось — жизнь кончена. Как сегодня вы относитесь к выпавшему испытанию?
— Не случайно таких детей называют солнечными. Да, у Никиты есть задержка психоречевого развития, есть проблемы с коммуникацией вне семьи. Но сын очень ласковый, нежный, всех нас очень любит. Ему нравится участвовать в домашних делах: ходит за мной хвостиком, помогает складывать вещи, делать уборку, гладить, готовить. Не только мы его чему-то учим, но и сами у него учимся: быть добрее, терпимее, радоваться всему.
— Как вы оцениваете возможности для обучения и адаптации ребенка с синдромом Дауна в нашей стране?
— Мы очень отстали от стран-соседок. Многие материалы для обучения Никиты приходится заказывать за границей. В детском саду нам не удалось найти общий язык с воспитателями. В этом году Никита пошел в специализированный класс, и я довольна отношением, заинтересованностью преподавателей, их готовностью сотрудничать с родителями. И сынишке нравится.
— С какой реакцией на своего ребенка зачастую сталкиваетесь в обществе?
— Со стороны взрослых она бывает разной в зависимости от информированности, культуры, воспитания. Дети же никакой агрессии к Никите не проявляют, охотно с ним играют, разговаривают, удивляются только, что он им не отвечает.
Фото из личного архива Татьяны Уласень
Смотрите также:
Источник: minsknews.by