Трудно любить ведьму? Культовому музыкальному фильму-сказке «Чародеи» исполняется 40 лет

0 12

Трудно любить ведьму? Культовому музыкальному фильму-сказке «Чародеи» исполняется 40 лет

Под старый Новый год вспомним, что культовому музыкальному фильму-сказке «Чародеи» исполняется 40 лет. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Трудно любить ведьму? Культовому музыкальному фильму-сказке «Чародеи» исполняется 40 лет
Это один из самых мистических советских фильмов. Над ним всегда витала и витает до сих пор аура главных писателей-фантастов Советского Союза Аркадия и Бориса Стругацких, хотя от их крамольной по тем временам повести «Понедельник начинается в субботу» осталось немного: институт, где изучают волшебство в сфере услуг, и пара фамилий действующих лиц.

Высмеивание псевдонауки, демагогии, бюрократизма — все это ушло напрочь, а на первом плане оказалась личная жизнь волшебников. Замдиректора института Сатанеев обуян страстью к завлабораторией Алене Саниной и убеждает всесильную директрису Шемаханскую в том, что Алена крутит любовь с женихом Шемаханской Иваном Кивриным. Ревнивая Шемаханская, будучи сильным магом, заколдовывает Санину. Любовь, а вместе с ней и очарование Саниной уходят, а вылезает, будем честны, мурло стервы.

Трудно любить ведьму? Культовому музыкальному фильму-сказке «Чародеи» исполняется 40 лет
Слева направо: Борис и Аркадий Стругацкие

Не обошлось без пришельцев

За производством фильма наблюдали… инопланетяне. Режиссер-постановщик Константин Бромберг и второй режиссер Юлия Константинова в своих интервью утверждали, что однажды в Суздале, где снимали выдуманный Китежград, над съемочной площадкой зависло НЛО. Первым его увидел Александр Абдулов, игравший жениха Алены Ивана Пухова, и закричал: «Смотрите!» Все подняли головы — НЛО повисело пару минут и растворилось. Резонный вопрос: почему киношники не зафиксировали объект на кинопленке? Константинова объясняет: под рукой был только аппарат для комбинированных съемок, он для этой цели не годился.

Александре Яковлевой, выигравшей битву за роль Алены с такими мегазвездами, как Коренева, Проклова, Цыплакова, Белохвостикова, Удовиченко, Муравьева и Алферова, на момент съемок исполнилось 24 года. Она была матерью двух детей, более того, в творческом багаже имела «Экипаж» с первой откровенной постельной сценой в советском кино. Яковлева была убедительна и в образе милой Алены, и в облике стервозной Алены Игоревны. Влюбленный Иван Пухов до свадьбы видел только белую и пушистую. Приехал в институт — тут тебе невеста-ведьма, которая его позабыла! В облике ведьмы Александра Яковлева, судя по хронометражу, провела больше времени и оказалась настолько убедительной, что Валентин Гафт (Сатанеев) к концу съемок на дух ее не переносил, отказывался идти с ней в кадр, поэтому некоторые сцены снимали отдельно с Яковлевой и отдельно с Гафтом. Сводили героев путем монтажа.

Через десять лет после «Чародеев» Яковлева, у которой с киноролями было все в порядке, неожиданно ушла из профессии. Занялась менеджментом, бизнесом, добилась немалых успехов, причем не скрывала: чтобы достичь своих целей, использовала приемы Алены Игоревны. Несколько лет назад Яковлева заболела, сейчас борется с очень тяжелым недугом. Пробует играть на сцене, но…

На роль Киры Шемаханской пробовались Фрейндлих, Терехова и Гундарева. Но только Екатерина Васильева легко и непринужденно вошла в образ, где белое и черное образуют ажурный узор. Васильева прекрасно сыграла эту двойственность натуры. Шемаханская — жертва интриг Сатанеева. И она же — карьеристка до мозга костей. Шемаханская — умница. И она же — деспот (шепоток за ее спиной: «Никому не прощает своих ошибок»). Эта никогда не плачет — эта всегда борется. «Трудно любить ведьму?» — с испытующей усмешкой спрашивает она Киврина. «Трудно, когда тебя не любят», — отвечает тот, кто уже в седьмой раз просит Шемаханскую выйти за него замуж. Ей нечего ответить, ну разве что в очередной раз сослаться на занятость. Ее ревность — порождение эгоизма, а не любви.

Трудно любить ведьму? Культовому музыкальному фильму-сказке «Чародеи» исполняется 40 лет
Екатерина Васильева спустя годы опомнилась: что же она натворила? Пропустила через душу такое чудовище, монстра. «Где была моя голова?» — недоуменно спрашивает сегодня. Как и Яковлева, через десять лет после «Чародеев» Васильева ушла из кино, однако не в бизнес, а в монастырь. Время от времени возвращалась, но каждый раз спрашивала у своего духовного отца разрешения сыграть ту или иную роль. Долгие годы была послушницей, а в конце 2021-го приняла постриг. Теперь она инокиня Василиса Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря.

Растворяясь — рискуешь

Немного отступив в сторону, заметим, что актерская профессия, предполагающая растворение в роли, а то и поглощение ролью, несет огромные риски. Вот слова Натальи Варлей:

«После «Вия» (сыграла Панночку-ведьму. — Прим. авт.) у меня пошла в жизни черная полоса. И даже никак не связывая это с «Вием», я решила креститься. Мы были с театром в Херсоне на гастролях, было тайное крещение, потому что я была секретарем комсомольской организации. Уже позже я начала понимать, чем же в моей жизни был «Вий».

«Как посмел ты красавицу эту — драгоценную душу твою — отпустить, чтоб скиталась по свету?..» — писал Николай Заболоцкий, правда, по другому поводу. Душа наша — красавица, драгоценность. Но ради роли, ролишки, ролюшечки, то бишь ради успеха, иной актер готов побыть и чертом, и дьяволом. Итог? Леонид Марков (Сатана в ленте «Отель «Эдем») ушел из жизни в 63 года, Жанна Фриске (ведьма в фильме «Ночной дозор») — в 40. Еле выжил после роли Воланда («Мастер и Маргарита») Олег Басилашвили…

Что-то здесь нечисто

Мистикой в «Чародеях» проникнуто многое, как будто некто невидимый контролировал процесс. Скажем, режиссер Бромберг пригласил поэта, барда Юлия Кима с его большим и успешным опытом работы в кино («Бум­бараш», «12 стульев», «Про Красную Шапочку», «Обыкновенное чудо») написать тексты песен. «Я разлакомился, предвкушая счастье, — говорит Ким в книге «Летучий ковер», — сочинил двенадцать текстов, один другого лучше. И все — мимо. Композитор Крылатов искренне мучился со мной…»

Трудно любить ведьму? Культовому музыкальному фильму-сказке «Чародеи» исполняется 40 лет
Режиссер Константин Бромберг

Как только Бромберг заменил Кима Леонидом Дербеневым, песни записались как по маслу.

Фигура режиссера тоже наводит на раздумья. Константин Бромберг «вынырнул» как бы из ничего, из киножурнала «Ералаш». Снял за три года два мегахита — телефильмы «Приключения Электроника» и «Чародеи» — и снова исчез, точнее, уехал в США, где, в общем, ничем особым не занимался вплоть до своей смерти в 2020 году.

У обоих его фантастических фильмов популярность в СССР была тоже фантастическая. Их и сейчас постоянно крутят по ТВ. «Приключения Электроника» и «Чародеи» предвосхитили «Гарри Поттера», еще в начале 1980-х создав параллельные и такие узнаваемые вселенные. Маленький штрих: в «Приключениях…» снялось много школьников, и Бромберг хотел задействовать ребят, научившихся работать на кинокамеру, в «Чародеях», причем в ролях домовых и прочей нечисти, но родители (!) воспротивились. За всю «нечисть» отдувались Скатерть-самобранка (голос Зинаиды Нарышкиной) и Кот (голос Георгия Вицина), а роль Кота цензоры потребовали сократить до минимума, чтобы не было переклички с котом Бегемотом из «Мастера и Маргариты».

Предрассудки, разумеется, выше искусства, но судьбы актрис, сыгравших двух главных чародеек, необъяснимым образом совпали. Кто-то отлучил этих актрис от кино.

Трудно любить ведьму? Культовому музыкальному фильму-сказке «Чародеи» исполняется 40 лет

Чародеи постарались

Несмотря на все тайное, непонятное, необъяснимое, что до сих пор окружает «Чародеев», это кино живое, карнавальное, ироничное и, безусловно, новогоднее. Гениальна парочка волшебников-мэнээсов — Брыль (Михаил Светин) и Ковров (Эммануил Виторган). Хорош Гость с юга: силой таланта Семен Фарада свою крошечную роль сделал едва ли не одной из главных. И волнует кровь музыка Евгения Крылатова, все эти «три белых коня», «спать пора», «загадка женщины» и «главное, чтобы костюмчик сидел», что позволило Борису Стругацкому сказать: «Мюзикл получился недурной. Сначала он мне, признаться, не понравился совсем, но, посмотревши его пару раз, я к нему привык…»

Фразочки

Каждый заблуждается в меру своих возможностей.

***

Еще один букет цветов? Или «Букет Абхазии»?

***

Он человек видный, свободный. Она тоже хорошо одевается.

***

Чтобы проходить сквозь стены, нужно видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий.

Читайте также:

Почему режиссер и композитор фильма «Чародеи» считали песню «Три белых коня» эстрадной поделкой

Источник: minsknews.by

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.