Заслуженный артист БССР Владимир Мищанчук: «Был нищим и царем, солдатом и генералом»

0 57

Почему актерская профессия лучшая в мире? И какого постулата может придерживаться современное поколение? Заслуженный артист БССР Владимир Мищанчук поделился с корреспондентом агентства «Минск-Новости» своими взглядами, мыслями и воспоминаниями.

Заслуженный артист БССР Владимир Мищанчук: «Был нищим и царем, солдатом и генералом»
Заслуженный артист БССР, декан театрального факультета Белорусской государственной академии искусств, профессор Владимир Мищанчук в этом году отметил 75-летие. В Театре-студии киноактера прошел его творческий вечер. А после него Владимир Андреевич вместе со своим учеником артистом театра Сергеем Лапаницыным и внуком Никоном Мазолем вышел на сцену в спектакле «Фальшивая нота». Никон — скрипач, лауреат республиканского телеконкурса «Талент краіны», ученик 11-го класса музыкального колледжа при Белорусской государственной академии музыки — сыграл роль главного героя в детстве, подсказав тем самым начало нашему диалогу с юбиляром.

Завещание отца

— Владимир Андреевич, вы родились в простой сельской многодетной семье. Что из тех ранних лет перенесли во взрослую жизнь?

— Все мое детство, прошедшее в Дрогичинском районе, пронизано родительской любовью. Папа и мама, простые малообразованные крестьяне, делали все, чтобы мы, шестеро детей, выросли прежде всего людьми. Папа воевал на фронте. В ящике стола лежали пять его боевых медалей, с которыми мы играли в партизан.

В первый класс я пошел в школу, располагавшуюся в доме священника. Одну комнату он отдавал для обучения ребят начальных классов. Мы сидели за шестью партами, а учительница Надежда Степановна раздавала задания и проверяла их сразу у четырех классов. Помню, как мама пошила мне торбочку через плечо для тетрадок и букваря. Чтобы сумочка закрывалась и тетрадки не выпадали, она спросила разрешения у папы взять пуговицу от его шинели. Когда я шел по улице, мне казалось, что все обращают внимание на эту звездочку, которая блестела, как золотая. Она освещает мой жизненный путь до сегодняшнего дня.

В нашем доме часто собиралось много людей. Сестры были певуньями, и меня тоже просили станцевать, спеть, прочитать стихи.

Заслуженный артист БССР Владимир Мищанчук: «Был нищим и царем, солдатом и генералом»
— Есть ли нечто главное, что направляет вас в жизни и профессии?

— Без веры в Бога и свое будущее человек неполноценен. Сестра Ольга пела в церкви Святого Георгия Победоносца в нашей деревне Воловель. В ней есть иконы XVII–XIX веков. Я также подарил храму икону, а мои племянники оплатили покраску и покрытие куполов сусальным золотом. С этой церковью у меня многое связано: мои мама и папа, дедушки и бабушки там венчались, меня крестили, моих братьев и сестер, спустя годы там отпевали моих родителей.

С детства был уверен, что люди, умеющие перевоплощаться, поцелованы Богом. Относился к творчеству серьезно, с большим уважением. Помню, как играл «Мцыри» Лермонтова, «Цыганы» Пушкина (роль Алеко) в нашем школьном театре, расположенном в хате. Учитель физики Юрий Дегтярев смастерил для нас «костер». Сбил его из бревнышек, а внутрь устроил электрическую лампочку, покрашенную красной гуашью. Когда загорался свет, у нас было ощущение, что это действительно полыхает костер. Кстати, за эту роль мне подарили книгу. Это моя первая награда.

Отец был конюхом, учил нас с братом Николаем ездить верхом на лошади без уздечки и стремени. А еще постоянно говорил: «Хлопцы мои, хочу, чтобы по этой жизни вы к своей цели ехали на трех лошадях, которых зовут Совесть, Милосердие и Стыд». Этого постулата придерживаюсь и сегодня.

Поцелованные Богом

— А для современных студентов он актуален?

— Думаю, что да! Мы взяли в работу произведение Льва Толстого «Холстомер. История лошади». Недавно возил студентов в Ратомку в Республиканский центр олимпийской подготовки конного спорта и коневодства. Рассказывал всем о своем отце, как я учился ездить верхом. И в свои 75 лет легко вскочил на лошадь и проскакал по ипподрому. Ребята были в шоке (смеется).

Судьба человека зависит от его отношения к жизни, от людей, с которыми он общается, от обстоятельств, с которыми сталкивается.

С будущей супругой, актрисой Людмилой Кучеренко, встретились в студенчестве. По гороскопу мы лев и львица. И вот уже 52 года живем в одной «клетке». Она родилась 3 августа, я — 5-го, а 4-го, когда нам было по 50 лет, обвенчались. Нас называют итальянской семьей. Ругаемся порой, кричим, разбрасываем вещи, а через пять минут обнимаемся и миримся. Без эмоций творческим людям прожить невозможно.

Заслуженный артист БССР Владимир Мищанчук: «Был нищим и царем, солдатом и генералом»
— Какова, на ваш взгляд, миссия педагога творческого вуза?

— Своим примером показывать отношение к избранному делу, профессии, обстоятельствам, в которых живешь. Общаюсь со студентами по 5–6 часов в день, поэтому хорошо знаю, что формирование личности творца — процесс сложный и долгий. Стараемся, чтобы нас понимали и слышали. Многому сами с ними учимся…

— За долгие годы актерской профессии что можете о ней сказать?

— Она лучшая в мире. И великое счастье владеть ею. Я в этом убежден. Актеры — люди, которые могут примерить на себя множество профессий на сцене, прожить десятки разных жизней и судеб. А талант — умение кусочек чужой жизни прожить как свой собственный. Не помню, сколько раз сам умирал в театре и кино: меня и расстреливали, и вешали, и сжигали… Был нищим и царем, солдатом и генералом… Если мастерство, которое у тебя в крови, признано людьми, на улице тебя узнают и приветствуют, спрашивают лишний билетик на спектакль с твоим участием, испытываешь необыкновенное чувство.

Помню, на гастролях в Москве играл Николая Дерюгина в спектакле «Механический человек». Получил приз за лучшую роль. Вручал его народный артист России Николай Бурляев. А зрительница, московская интеллигентка в мехах, пахнущих нафталином, стала на колени и целовала мои руки, исколотые татуировками, благодарила за сыгранный спектакль. Как это можно забыть! Она поверила, что я Дерюгин. Благодарила меня как его. Таких незабываемых случаев было несколько. Это высшая благодарность за дело, которому служишь.

Неуспокоенность и долголетие

— В чем видите смысл своей творческой жизни?

— В самосовершенствовании. До сих пор продолжаю познавать. Я неуспокоенный человек. Наверное, поэтому так долго живу. Еще не все успел, не все сделал…

Меня называют бацькам шматдзетнай сям’i. Уже более 30 лет я декан театрального факультета БГАИ. Порой больно за пробелы и неудачи студентов, хочу помочь и помогаю, а они звонят и поздравляют с юбилеем из разных уголков мира. До сих пор не верю, что мне 75 лет. Хочется, чтобы память обо мне у моих учеников и родных, зрителей осталась доброй…

— На телевидении с вашим участием вышли проекты «Крылья Победы», «Партизанский рубеж», сняты фильмы «Рана на теле Беларуси» и «Три дня свободы». Как их оцениваете?

— Рад, что эти проекты состоялись, получили высокую оценку. Мне было в них комфортно, потому что эти работы созвучны моей гражданской позиции. Документально-исторического диалога со зрителями не было ранее на телевидении, это новая форма и для меня. Открыл многое для себя из истории нашей страны.

— Владимир Андреевич, за исполнение роли Ганса Петера Миллера в спектакле «Фальшивая нота» вы стали недавно лауреатом Национальной театральной премии. Это высокая награда критиков и зрителей нашей страны. Мы вас от души поздравляем!

— Спасибо огромное, очень тронут!

Заслуженный артист БССР Владимир Мищанчук: «Был нищим и царем, солдатом и генералом»

Слово о «Лiстападзе»

В этом году В. Мищанчук впервые вошел в состав жюри основного конкурса игрового кино XXVII Минского международного кинофестиваля «Лiстапад». Он поделился своим мнением о кинофоруме:

— Фестивали такого уровня — хорошая школа для актеров театра, кино и телевидения. Поскольку в Академии искусств есть факультет экранных искусств, то для наших студентов (будущих режиссеров, операторов, сценаристов) международный кинофорум — прекрасная возможность повышения профессионального уровня, эстетического и эмоционального восприятия мира, а также понимания того, чем живет кинематограф в разных странах. Для нас, как педагогов, ценно живое общение с представителями кинематографа других государств. Одно дело — читать их фамилии в титрах, другое — видеть создателей произведений воочию.

Как член жюри чувствую ответственность и волнение, потому что знаю: к моему голосу будут прислушиваться. Мои определение и решение повлияют на общую оценку произведения, которое будем просматривать. Хочется, чтобы мои человеческое и творческое кредо, жизненные и творческие наработки помогли адекватно оценить происходящее. Такая миссия — своего рода испытание и школа, где многое почерпну от общения с людьми, вошедшими в состав жюри. Это профессионалы высокого уровня, оставившие след в кинематографе.

Фото из личного архива Владимира Мищанчука

Источник: minsknews.by

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.