«Хотелось бы сыграть Гамлета». Артистка театра им. Горького Елена Стеценко — о профессии и кинокарьере
Будучи студенткой 2-го курса БГАИ, минчанка Елена Стеценко получила приглашение в театр имени Горького и служит в нем уже без малого 20 лет. С артисткой побеседовал корреспондент агентства «Минск-Новости».
У нее выразительная мимика, она подвижна, пластична и обаятельна, но не боится выглядеть эксцентричной и смешной, как, скажем, в забавной комедии «Девичник». Беседуем в гримерке перед репетицией, и актриса угощает меня душистым чаем с печеньем. Чайная церемония начинается без церемоний.
В «Дунечку» взял Ефремов
— Елена, несколько дней назад мы перенесли встречу из-за съемки с вашим участием. На «Беларусьфильме» еще что-то снимают?
— Я почти не снималась на «Беларусьфильме». А это, скажем так, некоммерческий проект моих друзей.
— Вы альтруист или настолько преданный друг, что принимаете участие в некоммерческих проектах?
— Не альтруист. Но один мой коллега-актер как-то раз меня сильно удивил. Он сказал: знаешь, Лена, я не ханжа и не зазнайка и считаю, что в нашей профессии мы должны стремиться не за деньгами или известностью, а за максимальным развитием своего аппарата. Зачастую экспериментальные проекты, которые предлагают молодые талантливые режиссеры, помогают со стороны оценить свои возможности, поучаствовать в чем-то малознакомом и прежде не испробованном.
Ведь где мы снимаемся — в сериалах, клипах, короткометражных картинах, сценарий и сюжет которых всегда повторяется так или иначе. Вдобавок мне очень нравится работать с начинающими режиссерами, потому что это молодые люди, у них более развита фантазия.
— У вас обширная фильмография, причем по большей части это сериалы. Самым интересным проектом был, предположу, «Гадание при свечах» мэтра советского кино Вадима Дербенёва?
— Нет. В «Гадании» мне дали маленькую эпизодическую роль, я тогда была студенткой академии искусств, готовой сниматься бесплатно. Даже как актрису себя не воспринимала.
— Вам хоть что-то заплатили?
— Десять долларов в эквиваленте, по-моему. А первым значимым в моей карьере проектом стала «Дунечка» Александра Ефремова. Я проходила пробы с Анатолием Котом, очень сильно волновалась, терялась. Для меня и он, и Валерия Арланова, и Вера Полякова были в то время просто небожителями.
Мне досталась небольшая роль сестры главной героини, слегка взбалмошной, непосредственной, гиперактивной, в чем-то похожей на меня особы, которая выходит замуж, беременеет, в общем, ведет параллельную Дунечке жизнь. Не знаю, как отнесся к моей кандидатуре худсовет, но Александр Васильевич на ней сильно настаивал, и меня утвердили.
— Вы с Ефремовым были до того знакомы?
— Мы вместе много работали в академии, ставили отрывки с ребятами, которых он тогда обучал режиссуре. Я училась на параллельном курсе. Съемки в «Дунечке» стали для меня сказкой. Александр Ефремов — невероятный профессионал, безумно любит актеров и создает потрясающую творческую атмосферу. Я работала на площадке с российскими звездами Зинаидой Шарко, Михаилом Ефремовым, а Игорь Бочкин играл моего папу.
Александр Васильевич ввел меня в мир кино, учитывая мою театральную натуру. На следующем серьезном проекте мне повезло поработать уже у режиссера кино Петра Кротенко.
— В фильме «Четыре времени лета»?
— Верно. Опять окунулась в любовь, заботу, уют и поняла, как важно, когда режиссер готов работать с одной актрисой в нескольких проектах. Он приглашал меня еще не раз. Однако самым значимым в моей скромной кинокарьере событием стало участие в картине американского режиссера Вадима Перельмана «Уроки фарси».
— Которую хотели выдвинуть на «Оскар» от Беларуси?
— Да. Попасть туда даже на эпизод было трудно, но я прошла пробы. Мне посчастливилось поработать с замечательными мастерами и увидеть, что такое по-настоящему творческая атмосфера на съемочной площадке, когда не ставят временной лимит, актеров оберегают от лишних разговоров, шума и прочего. В театре моя любимая роль — Сонечка в спектакле «Эсфирь» по пьесе Людмилы Улицкой.
С Янковским в «Горе от ума»
— А как вы решили стать актрисой?
— В детстве я ходила в школу с французским и музыкальным уклоном, была единственным ребенком в семье и абсолютно комнатным цветочком. Могла стать балериной, прошла отбор в хореографическое училище, но у родителей не получалось туда меня отвозить регулярно, мы жили на ул. Сурганова.
Когда оканчивала школу и не знала, куда мне поступать, увидела по телевизору Инну Чурикову в ленте «Начало». Меня невероятно впечатлила история ее героини, показалось, что мы с ней очень похожи. Мама и папа к моей идее стать актрисой отнеслись скептически. Однако бабушка велела не мешать внучке в творческих устремлениях. Меня показали декану театрального факультета академии Владимиру Мищанчуку, тот посоветовал сдавать экзамены. Конкурс весьма приличный, но я прошла. А на 2-м курсе режиссер театра имени Горького Валентина Еренькова пригласила в труппу и сразу в постановку «Чудаков».
— Застали еще в театре легендарных аксакалов?
— Да, многих. Александра Ивановна Климова еще выходила на сцену, с Ростиславом Ивановичем Янковским я играла до последних его дней в «Горе от ума». Меня всегда поддерживала Ольга Михайловна Клебанович, пытавшаяся помочь совладать с моей чересчур выразительной мимикой. Я застала таких мастеров, что нередко приходило в голову: а правильно ли выбрала профессию?
— У вас есть хобби?
— Обожаю фотографировать, экспериментирую со своими подружками. Зарабатывать пока стесняюсь (смеется). Фотосессии коллег-актеров делать взялась бы, у них часто с этим проблемы.
Еще безумно люблю животных. У меня есть собака, дворняжка, взяла ее из приемника на ул. Гурского. Утром она меня будит, идем на прогулку. Потом, после утреннего спектакля, спешу на машине домой, вывожу собаку снова, развлекаю — и сразу лечу обратно. Ну и вечером, разумеется, выгуливаю. Собачка пожилая, и я уважительно к ней отношусь.
— О чем вы сейчас мечтаете?
— В театре, не удивляйтесь, хотелось бы сыграть Гамлета или Ричарда III. Главная мечта — обеспечить родителям спокойную, безбедную жизнь. Они заслужили.
Подготовил Владимир Петров
Фото rustheatre.by
Источник: minsknews.by