Свет как участник театральной постановки. Кто и как готовит его выход на сцену
Вместе с начальником осветительного цеха Белорусского государственного академического музыкального театра Евгением Станкевичем корреспонденты газеты «Минский курьер» побывали в технических помещениях, где размещаются осветительные приборы, увидели пульт, с помощью которого идет управление светом во время представления.
Перед его началом специалисты начинают подготовку сцены. Софиты, ламповые и цифровые приборы управляются с пульта. На постановку спектакля в среднем нужно потратить неделю, а концерта — несколько дней, ведь всё, что увидят зрители, имеет свое сценическое оформление.
— Где учатся работе со светом?
— Профессии осветителя в Минске не обучают. Можно это делать самостоятельно с помощью интернета, а также методом проб и ошибок, опираться на опыт тех, кто прежде работал в этой сфере.
Ранее в профессию приходили только люди с художественным образованием. Они знали, в каких процентах смешивать цвета и получать оттенки света. Были приборы старых моделей и пульты, которые не могли программироваться. Приходилось каждый из них или их группы включать вручную. Так и повелось, что художник по свету — человек, который с помощью различных приборов рисует на сцене картину.
В нашем цеху среди девяти сотрудников — художник по свету Иван Антонюк и осветитель Павел Асмыкович. Старейший специалист, который некогда был начальником цеха, Ростислав Данков посвятил своему делу более 20 лет. Сейчас он помогает ремонтировать и изготавливать светодекорации, передает свой опыт.
— Есть ли особенности в вашем рабочем графике?
— Мероприятия проходят вечером. В 14 часов приходит команда, которая ставит спектакль. По его окончании нужно разбирать сцену. Завершаем работу около 23 часов. Кроме того, ездим на гастроли на разные площадки, где надо быстро определиться с задачами и оборудованием.
— Сбои случались?
— Конечно. В последнее время отправляемся на гастроли со своим пультом и аппаратурой, которая, уверены, не подведет. Однажды в Туле во время концерта произошло короткое замыкание. Осталось только дежурное освещение, исчез звук, погасли ламповые софиты. Это случилось во время исполнения последней песни в первом отделении. Но актер Антон Заянчковский не растерялся, спел вживую с выключенным микрофоном. А потом пришлось задержать начало второго отделения минут на 40, пока мы устраняли неисправности. Когда строили новую станцию метро рядом с нашим театром, порой во время спектакля ненадолго пропадал свет. Закрывался занавес, объявляли, что у нас технические неполадки, и перезапускалось оборудование.
Когда в спектаклях постоянно меняются декорации, всё на сцене находится в движении, бывает, что артисты задевают приборы, и они светят в другую сторону. Если они расположены у края кулис, можно легко и незаметно всё поправить. Если нет — просим артистов миманса помочь.
— Удается ли проявлять инициативу, а не только выполнять распоряжения режиссеров?
— Своими силами мы, например, создаем для премьер видеопроекцию. Для каждого спектакля стараемся делать новые эффекты, которые не повторяются. Для постановки рок-оперы «Юнона» и «Авось» использовали беспроводное оборудование. Осветительная техника постоянно совершенствуется. Порой, как программист, стоишь за светопультом, где столько разных возможностей, всех не попробовать и за лет 10.
Иногда режиссер и художник предлагают одно видение, я — другое, возможно, более современное. Они соглашаются, и я воплощаю задумку. К примеру, «Три мушкетера» и «Рождение звезд» — великолепные спектакли, созданные с очень интересной, трудной игрой со светом и массой использованных оттенков.
Хочется делать что-то уникальное и не повторяться. Даже в постановках, которые идут уже много лет, применяем новые эффекты.
— Есть ли профессиональная ревность, если вы что-то придумали, а другие использовали на иных сценах?
— Не так много тех, кто разбирается в нашем деле. Мы знаем друг друга и учимся общаясь. Взять идею можно, но воплотим по-разному.
Я собирал команду из людей, которым интересно экспериментировать. Нам лестно, если наши идеи перенимают.
— Случалось ли вам самим изготавливать световые декорации?
— Не всё можно купить. Мы делаем своими руками разные светодекорации, которые используются во множестве спектаклей. Например, костер, торшер, вывески…
Уверен, без художественного вкуса и воображения не сделаешь хорошую картинку, а без знания техники не сможешь грамотно расставить и подготовить оборудование. Так что свет объединяет искусство и технику.
Фото Павла Русака
Смотрите также:
Источник: minsknews.by