Итоги работы органов и организаций здравоохранения в 2021 году и основных направлениях деятельности на 2022 год

0 23


			Итоги работы органов и организаций здравоохранения в 2021 году и основных направлениях деятельности на 2022 год
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Итоги работы органов и организаций здравоохранения в 2021 году и основных направлениях деятельности на 2022 год

Доклад министра здравоохранения Дмитрия Пиневича и доклад заместителя министра здравоохранения — Главного государственного санитарного врача Беларуси Александра Тарасенко по деятельности санитарно-эпидемиологической службы за 2021 год на итоговой коллегии Минздрава.

 


			Итоги работы органов и организаций здравоохранения в 2021 году и основных направлениях деятельности на 2022 год
В 2021 году мы выполнили задачи, поставленные перед нами руководством страны. Подчеркну особую важность исполнения поручений Главы государства по различным аспектам нашей деятельности, которые носят стратегический характер, определяют устойчивость и вектор развития отечественного здравоохранения.

 

С удовлетворением отмечаю сплоченную работу всей отрасли. Что было высоко оценено руководством страны: наши коллеги из РНПЦ онкологии и медрадиологии им. Н. Н. Александрова удостоены госпремии, более 50 сотрудников получили госнаграды, почти 100 специалистов — почетные грамоты, благодарности правительства, Национального собрания, Администрации Президента. Заслуги более 3 000 коллег отмечены на уровне регионов.

 

Основополагающие принципы нашей работы за отчетный период:

 

1. Непрерывность функционирования системы здравоохранения. Наряду с лечением коронавирусной инфекции обеспечена плановая и экстренная помощь по всем направлениям.

 

2. Совершенствование структуры как элемент устойчивости системы здравоохранения. Несмотря на огромные дополнительные ресурсы, выделяемые на противоэпидемическую борьбу, темпы развития материально-технической базы были даже выше, чем в предшествующие годы.

 

3. Сохранение и развитие кадрового потенциала отрасли.

 

4. Обеспечение инновационного механизма развития. Проводилась системная работа по новациям в Закон «О здравоохранении», формирование системы управления качеством, аккредитации, совершенствование системы постдипломной подготовки.

 

5. Формирование стратегических целей, которые нашли отражение в новой редакции Конституции Республики Беларусь.

 

Эти 5 принципов определили в том числе и нашу работу в условиях пандемии. Остановлюсь на 3 основополагающих моментах. Во-первых, эпидобстановка характеризовалась чрезвычайной лабильностью. Во-вторых, комплекс противоэпидемических мероприятий отличался системностью и мобильностью. В-третьих, мы работали над устранением недочетов.

 

Минздравом разработан комплекс мероприятий по увеличению устойчивости системы здравоохранения к вероятным вызовам. По поручению премьер-министра они включены в Госпрограмму «Здоровье народа и демографическая безопасность на 2021–2025 годы» как подлежащие безусловному исполнению.

 

Контроль качества медпомощи. В 2021 году республиканскими и областными подразделениями службы контроля качества медицинской помощи проведено 507 контрольных мероприятий в организациях здравоохранения государственной и частной формы собственности. По результатам их выявлен ряд недостатков.

 

Вместе с тем остаются проблемные вопросы:

 

  • недостаточная ответственность организации здравоохранения за качество и безопасность деятельности путем вовлечения всех медработников в процесс контроля за качеством медпомощи;
  • отсутствие учета неблагоприятных инцидентов (ошибок) в организации здравоохранения;
  • неурегулированность в полной мере вопросов стандартизации процесса оказания медпомощи в связи с отсутствием ряда клинических протоколов или их неактуальным состоянием, а также стандартизации критически значимых медицинских вмешательств;
  • низкая укомплектованность отделов оценки качества медпомощи МРЭК и другие.
  • В связи с этим важно своевременно принимать решения после проведения мониторинга и оценки. Без последующих мер эффективность контроля снижается до 0. Также среди возможных путей решения обозначенных проблем — переход от анализа отдельных случаев к системному анализу качества медпомощи.

     

    Превентивной мерой улучшения качества медпомощи является медицинская аккредитация организаций здравоохранения. В 2021 году этот процесс завершен в 21 государственном учреждении.

     

    Экспорт медуслуг. за отчетный период выполнение экспорта медицинских услуг в объеме 41,1 млн долларов с темпом роста 123 %. Востребованными оказались как высокотехнологичные услуги в области неврологии, кардиохирургии, онкологии, трансплантологии, так и услуги в области психического здоровья, эпидемиологии, трансфузиологии и вакцинация против COVID-19 (вакцинировано более 2 500 иностранцев).

     

    В текущем году нужно сконцентрироваться на наращивании экспорта медуслуг с учетом установленного планового задания на уровне 104 % к 2021-му, на продвижении и развитии бренда «Лечение в Беларуси» для обеспечения ежегодной динамики роста экспорта услуг.

     

    Добровольное медицинское страхование. Сумма поступивших страховых взносов по сравнению с аналогичным периодом 2020 года увеличилась на 30,2 % и составила 141,5 млн рублей, а страховых выплат — 100,5 млн рублей (+46,1 %). С учетом сложившегося объема гарантированной бесплатной медицинской помощи для граждан республики, достигнутый уровень охвата населения добровольным медицинским страхованием более 5 % соответствует мировым тенденциям. Дальнейшее его увеличение продиктовано изменением доходов населения.

     

    Кадровое обеспечение. Всего в здравоохранении заняты более 182 тысяч медработников, в том числе свыше 51,5 тысячи врачей-специалистов и более 112,8 тысячи представителей среднего медперсонала.

     

    Обеспеченность врачебными кадрами составляет 55,2 на 10 тысяч населения, средним медперсоналом — 120,7 на 10 тысяч населения.

     

    На первые рабочие места в организации здравоохранения в 2021 году прибыли 5 356 врачей, а также 3 684 представителя среднего медицинского персонала. В полной мере оказывается социальная поддержка молодых специалистов, включая материальное стимулирование труда, предоставление жилья и оплату найма жилых помещений и т. д.

     

    К слову, за отчетный период медработникам выделены 678 арендных квартир, 1 088 отдельных комнат в общежитиях и 171 койко-место.

     

    Совместно с Минобразования проработан вопрос увеличения доли целевых мест в медвузах до 80 %, а также предоставления права на целевую подготовку для организаций здравоохранения — заказчиков кадров независимо от численности населения в том или ином населенном пункте. В 2021/2022 учебном году план приема в медуниверситеты увеличен на 160 мест, в медколледжи — на 300. Возобновлена подготовка по стоматологии в ВГМУ, открыта подготовка по педиатрии в ВГМУ и по медико-профилактическому делу в ГомГМУ, по медико-профилактическому делу в Минском и Гродненском медколледжах.

     

    Заработная плата. За январь-ноябрь 2021 года среднемесячная заработная плата работников бюджетных организаций здравоохранения составила 1 328,9 рубля, в том числе врачей — 2 184,6 рубля, или 153 % от средней по республике при целевом показателе 150 % к 2025 году (коэффициент совместительства 1,37); средних медработников — 1 379,2 рубля, или 93 % при целевом показателе 90 % к 2025 году (коэффициент совместительства 1,26).

     

    Как отмечал Глава государства, мы должны сохранить уровень заработной платы медработников и после пандемии. Под руководством премьер-министра разработаны проекты нормативных документов. После пандемии плавно будем переходить от реализации положений Указа

     

    Президента № 131 к обозначенным в новом постановлении Минздрава № 52. В результате мы получим сходные надбавки сотрудникам амбулаторно-поликлинического звена, службы скорой медпомощи, приемных отделений и реанимационной службы. Остальные специалисты также получат надбавки по индексируемым нами параметрам.

     

    Трансплантология. Несмотря на неблагоприятную эпидситуацию, в 2021 году сохранился высокий уровень органных трансплантаций. Общее их число в стране составило 484 (в 2020 году — 464). В том числе выполнены 92 пересадки печени, 336 — почки, 2 — поджелудочной железы, 48 — сердца, 6 — легких.

     

    Онкология. Продолжена активная реализация стратегии скрининга рака предстательной железы (мужчины 45–65 лет), молочной железы (женщины 50–69 лет), колоректального рака (мужчины и женщины 50–60 лет).

     

    В 2021 году в республике скрининг рака молочной железы прошли 70 596 женщин, что на 43 % больше по сравнению с 2020-м. Выявлен 371 случай заболевания, в том числе 334 в ранней стадии. В рамках скрининга рака предстательной железы за отчетный период 148 591 мужчина прошел тестирование на ПСА. Число участвующих в программе увеличилось на 23,5 %.

     

    Выявлены 686 случаев рака предстательной железы, в ранних стадиях — 588. В скрининге колоректального рака участие приняли 9 048 пациентов, что в 1,9 раза меньше, чем в 2020-м. Это связано с несвоевременной закупкой тестов в регионах. Положительные результаты тестирования зарегистрированы в 10,1 % случаев. В рамках скрининга выявлен 41 случай колоректального рака, из них 85,3 % — раннего.

     

    Лекарственное обеспечение. Доля отечественных препаратов достигла 52 % в стоимостном выражении, 70 % в госпитальном секторе, а в отдельных стационарах — до 90 %. Обеспечена ценовая стабильность отечественных предприятий: 32 % лекарственных средств реализуются по цене ниже 1 доллара. В 2021 году удалось изменить длившуюся с 2015-го отрицательную тенденцию по снижению зарегистрированных лекарственных средств. Количество их по состоянию на 1 января 2022 года выросло на 444 наименования (до 5 787). А количество готовых лекарственных препаратов увеличилось на 313 и составило 4 336 наименований.

     

    Система коммуникаций. В условиях пандемии активно использовались все каналы коммуникаций с нашими коллегами извне и внутри страны. Впервые в суверенной истории Беларусь избрана членом Исполкома ВОЗ. Также наша страна председательствует в Протоколе по проблемам воды и здоровья и в Совете по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ. Налажено сотрудничество с агентствами ООН: ВОЗ, Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС), Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА) и другими.

     

    COVID-19. На борьбу с COVID-19 в 2021 году затрачено 1 564,3 млн рублей. Кроме того, были выделены дополнительно бюджетные средства из резервного фонда Президента в сумме 273,5 млн рублей, которые направлены на закупку лекарственных препаратов и вакцин.

     

    В рамках проекта «Экстренное реагирование на COVID-19 в Республике Беларусь» за счет средств Всемирного банка в 2021 году завершена поставка высокотехнологичного диагностического оборудования: 30 передвижных рентгеновских аппаратов, 13 компьютерных томографов на 64 среза, 12 компьютерных томографов на 128 срезов, 250 портативных аппаратов УЗИ, 920 мониторов пациента, 1 030 кислородных концентраторов и т. д.

     

    Говоря о внутренних коммуникациях, следует отметить, что в 2021 году в Минздрав поступило 13 609 обращений от граждан и юридических лиц.

     

    …2022 год объявлен Годом исторической памяти. И мы сами сегодня формируем память для наших потомков. А для этого необходимо взять наши лучшие практики, адаптировать их и положить в основу своей работы.

    Деятельность санитарно-эпидемиологической службы в 2021 году

     

    
			Итоги работы органов и организаций здравоохранения в 2021 году и основных направлениях деятельности на 2022 год
    Основные показатели работы на итоговой коллегии Минздрава представил заместитель министра здравоохранения — Главный государственный санитарный врач Беларуси Александр Тарасенко.

     

    Системно проводимый комплекс плановых и дополнительных санитарно-противо-эпидемических мероприятий в 2021 году позволил обеспечить по большинству инфекционных нозологий стабильную ситуацию. Наибольшие показатели отмечались в Минске и Могилевской области. Причем в регионе сейчас наблюдается тенденция к снижению инфекционной заболеваемости. 

     

    Обеспечение эпидемиологического благополучия населения в условиях пандемии COVID-19 являлось приоритетным направлением для службы. Обеспечены разработка и актуализация нормативных правовых актов по минимизации риска распространения и проведению вакцинации против COVID-19. Актуализированы 14 рекомендаций по организации деятельности.

     

    Впервые одновременно проведены 2 масштабные кампании иммунизации — против COVID-19 и гриппа. В целом по стране против гриппа привито более 40 % населения. Поставленную задачу выполнили все регионы.

     

    Одной дозой вакцины против COVID-19 охвачено 52 % населения, в т. ч. 40,1 % завершили основной (первичный) курс вакцинации. В Минской области показатель охвата первой дозой вакцинации был ниже 50 %. С декабря 2021 года начата вакцинация детского населения 12–17 лет: привито 11 %. Эпидемиологическая эффективность вакцинации в 2021-м составила 90 %.

     

    В организациях здравоохранения в 8 раз снизилось количество нарушений в части зонирования и разделения маршрутов между чистыми и контаминированными зонами, а нарушений проведения входного фильтра работников и сортировки пациентов — в 3 раза.

     

    Обеспечено выполнение постановлений коллегии Минздрава по выявлению случаев ВИЧ-инфекции среди населения Беларуси, в т. ч. среди ключевых групп. Количество обследованных лиц увеличилось на 6 %. Число пациентов, не знающих о своем положительном статусе, уменьшилось на 22 % (на 600 человек) по сравнению с 2020-м, не принимающих антиретровирусную терапию — на 20 % (на 1 067), не достигших неопределяемой вирусной нагрузки — на 16 % (на 1 256). 

     

    В рамках выполнения поручений правительства и обязательств республики в составе ЕАЭС обеспечена реализация концепции государственной политики в области защиты потребительского рынка от небезопасных товаров. Приостановлен либо временно запрещен ввоз на таможенную территорию Союза в Беларусь более 6 тысяч партий товаров объемом 100 тысяч тонн. По результатам надзорных мероприятий не допущено в обращение на территории страны 363 тонны потенциально опасной пищевой продукции и 73 тысячи единиц товаров непродовольственной группы.

     

    Сложившаяся кадровая ситуация позволяет решать задачи, которые ставятся перед санитарно-эпидемиологической службой. Однако существует определенный дефицит. Проблема будет решаться за счет увеличения набора на профильные специальности в БГМУ, открытия факультета в ГомГМУ, набора в медицинские колледжи Минска, Гродно, Могилева.

     

    Задачи для санитарно-эпидемиологической службы на 2022 год:

     

  • эффективная и результативная деятельность по осуществлению государственного санитарного надзора с учетом риск-ориентированного подхода и максимальным использованием мер профилактического и предупредительного характера;
  • организация проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий для обеспечения стабильной эпидситуации, биологической безопасности и предупреждения распространения инфекционных болезней;
  • обеспечение межведомственного взаимодействия при проведении совместных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний;
  • оптимизация и развитие системы лабораторного обеспечения государственного санитарного надзора;
  • совершенствование информатизации деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  • Источник: medvestnik.by

    Оставьте ответ

    Ваш электронный адрес не будет опубликован.