«Стремлюсь к сложности, оригинальности». Художник по костюмам Большого театра — о жизни и работе

0 15

«Стремлюсь к сложности, оригинальности». Художник по костюмам Большого театра — о жизни и работе

Вот уже 20 лет она создает костюмы для артистов Национального академического Большого театра оперы и балета. Что самое сложное в этой профессии? Какой главный урок преподали ей родители — известные модельеры? Почему сама предпочитает одеваться броско и ярко? За что любит кошек и чего ждет от года Тигра? Об этом корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовала с художником по костюмам Екатериной Булгаковой.

Семейное дело

«Стремлюсь к сложности, оригинальности». Художник по костюмам Большого театра — о жизни и работе
— Вы родились в семье известных модельеров — Владимира и Инны Булгаковых. Родители и определили ваш выбор профессии?

— Вся обстановка в семье, воспитание неизбежно вели к этому. Кстати, мой дедушка по материнской линии, Борис Березин, тоже имел отношение к творчеству: в свое время он реставрировал вещи и декорации в театральных мастерских Москвы. Мама не только работала в Доме моделей, но и создавала костюмы для спектаклей, известных музыкальных коллективов. Она часто брала меня с собой. С ранних лет я занималась танцами, балетом, вокалом, училась в музыкальной школе по классу фортепиано. Мечтала стать артисткой. Но отец посоветовал выбрать более серьезную, на его взгляд, специальность, и я поступила в БГАИ на факультет дизайна и декоративно-прикладного искусства. После окончания учебы попробовала себя в качестве модельера, но быстро поняла, что это не мое. Меня тянуло в театр.

— Главными наставниками считаете отца и маму?

— Я прислушивалась к их мнению, но в силу упрямого характера всегда шла своей дорогой. Главное, чему они меня научили, — постоянно себя развивать и образовывать.

— Вам приходилось сталкиваться с предвзятым отношением к себе из-за того, что вы дочь известных людей?

— Детей всегда сравнивают с родителями. Сталкивалась и с завистью, и с недоброжелательством, но научилась не обращать на это внимания, а сосредотачиваться на своем деле. Все творческие личности вынуждены становиться сильными, чтобы преуспеть в любимой профессии. Иначе никак.

— Правда ли, что ваши родители хорошо знали знаменитого модельера Вячеслава Зайцева?

— Правда. Мама и отец познакомились в Московском текстильном институте. Вячеслав Зайцев был однокурсником папы, они дружили. Отношения поддерживали и после того, как родители переехали в Минск. Вячеслав Михайлович не однажды наведывался в Дом моделей, где отец работал главным художником, бывал у нас дома. Я с интересом посещала Дом моды Вячеслава Зайцева, бывая в Москве. Родителям, считаю, повезло: у них необыкновенно насыщенная профессиональная биография. Они встречались, например, с прославленным французским кутюрье Пьером Карденом. Мама со своими коллекциями объездила пол-Европы. А первой ее манекенщицей, к слову, была известная красавица с трагической судьбой Регина Збарская.

«Стремлюсь к сложности, оригинальности». Художник по костюмам Большого театра — о жизни и работе

— Читала, что вы с мамой в свое время открыли собственное ателье. Какова его судьба?

— Это была дизайнерская группа, а не ателье. Ее спонсором стал состоятельный американец. Мы создавали коллекции одежды для богатых американок. Но этот проект продержался недолго. Наши швеи хотели зарабатывать, как в США, а трудиться не напрягаясь. Увы, американский бизнесмен не мог такого понять.

Главное, чтобы костюмчик сидел

— За 20 лет в Большом театре Беларуси вы «одели» около двух с половиной десятков спектаклей. Работа над какими из них оставила наилучшие воспоминания?

— Легко создавались костюмы к балетам «Анастасия», «Конек-горбунок». Интересно, хотя и непросто работалось над «Аидой» и «Набукко». Балет в целом мне более близок, чем опера, и с балетмейстерами обычно легче нахожу общий язык, чем с оперными режиссерами-постановщиками.

«Стремлюсь к сложности, оригинальности». Художник по костюмам Большого театра — о жизни и работе
— Поделитесь, с чего начинается и как идет работа над костюмами нового спектакля?

— Сначала разговариваю с балетмейстером или режиссером-постановщиком, чтобы понять, какой они видят одежду героев. Слушаю музыку, читаю либретто, изучаю материал о той эпохе, которая будет представлена на сцене, обсуждаю с художником-постановщиком общую картину, чтобы декорации и костюмы гармонировали друг с другом. Потом рисую костюмы, подбираю ткани, декор, объясняю швеям, что и как нужно выполнить. Когда наряды готовы, примеряю их на артистах.

— Какие этапы вашего творческого процесса даются обычно труднее всего?

— Самое сложное, пожалуй, это взаимодействие с людьми. Есть режиссеры-постановщики и балетмейстеры, которые не терпят возражений, не допускают дискуссий. Я довольно упрямый человек и обычно отстаиваю свое мнение. Но если вижу, что костюм не удался, готова менять эскиз. Примерка — тоже непростой и ответственный этап. Артисты часто торопятся, у них мало времени, и нужно действовать очень быстро — заменить и устранить огрехи, чтобы костюм на каждом сидел идеально. Некоторые недостатки вблизи не заметишь, их обнаруживаешь, только глядя на сцену из зала. С годами приходит опыт, ошибок допускаешь меньше. И все-таки за неделю до премьеры меня лучше не трогать.

«Стремлюсь к сложности, оригинальности». Художник по костюмам Большого театра — о жизни и работе
— Ваша фамилия побуждает меня спросить: хотелось бы вам поучаствовать в воплощении на сцене «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова?

— Нет. Все-таки это очень мистический роман. Слишком много несчастий случалось с теми, кто брался за экранизацию или театральную постановку этого произведения. Не хотелось бы попасть в их число.

Вся наша жизнь — игра

— Вы даже в обыденной жизни ходите на высоких каблуках, одеваетесь очень театрально, броско. Почему?

— Я примеряла к себе разные образы. В молодости, когда занималась рок-музыкой, гоняла на мотоцикле, носила кожаные брюки, растянутые свитера, ботинки, коротко стриглась, не красилась. Были периоды, когда отдавала предпочтение классическому стилю, спортивному. Довольно долго тяготела к простоте, а теперь стремлюсь к сложности, оригинальности. Часто покупаю готовые вещи, но дополняю их, украшаю, делаю эксклюзивными. Возможно, оттого, что много времени провожу в театре, воспринимаю себя уже как его неотъемлемую часть, соответственно и одеваюсь. Тем самым еще себя и развлекаю.

«Стремлюсь к сложности, оригинальности». Художник по костюмам Большого театра — о жизни и работе

— Знаю, что вы создаете интерьерных кукол. Это ваше хобби?

— Это хобби и дополнительный заработок, как и интерьерная живопись. Куклами занимаюсь с 16 лет. Тогда у нас мало кто ими увлекался. Пластик для лепки голов, ручек-ножек закупала в основном в Прибалтике. Сама придумывала образы, шила наряды. Сначала много своих барышень дарила. Потом их стали принимать московские художественные салоны, у меня появились заказы.

— Судя по фото в социальных сетях, вы любите кошек…

— Долгое время не воспринимала их, предпочитала собак. Но как-то на мой балкон запрыгнула трехцветка. Я ее выставила. Она явилась опять — снова не пустила. Когда увидела на том же месте в третий раз, решила: это судьба. Марыся прожила в нашей семье 15 лет. Когда ее не стало, очень тосковала и решилась взять через «Зоошанс» другую, черно-белую. Назвали ее Инга, но для меня она Ингуся.

«Стремлюсь к сложности, оригинальности». Художник по костюмам Большого театра — о жизни и работе
— Как вы отдыхаете?

— Обычно в тишине и уединении. После рабочего дня могу зайти в кафе, посидеть, отвлечься. В выходные отправляюсь на дачу, гуляю в лесу, в сезон собираю грибы. Во время отпуска стараюсь куда-то выехать. Перезагружаюсь и во время путешествий, и когда слушаю музыку, смотрю фильмы. Для творчества очень важно поддерживать внутренний огонь, интерес к жизни, обновлять эмоции.

— Наступивший год (по восточному календарю он начнется 1 февраля) — это ваш год…

— Да, и поэтому жду от Тигра чего-то яркого. Этот год для решительных и смелых. Для тех, кто на высшие силы надеется, но и сам не плошает.

Подготовила Ольга Александрова

Фото предоставлены Большим театром Беларуси

Источник: minsknews.by

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.