Можно ли платить за потребление воды на глазок — разбираемся вместе со специалистом «Водосбыта»

0 29

Можно ли платить за потребление воды на глазок — разбираемся вместе со специалистом «Водосбыта»

Какие нюансы важны при оплате потребления воды и почему иногда минчанам приходится платить больше? О наиболее распространенных проблемных ситуациях корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала начальник отдела по работе с гражданами Центра по расчетам с потребителями «Водосбыт» УП «Минскводоканал» Татьяна Кузнецова.

Можно ли платить за потребление воды на глазок — разбираемся вместе со специалистом «Водосбыта»

Поверка счетчиков и дорогая забывчивость

Сегодня в 97 % минских квартир имеются водомеры. Каждые 4–5 лет в зависимости от марки они проходят поверку. Межповерочный интервал для приборов учета расхода воды устанавливает Белорусский государственный институт метрологии. Когда истекает обозначенный период, счетчик необходимо заменить. Потребителя об этом обязательно предупредят: либо позвонят, либо пришлют письмо. Раз в год для сверки показаний приборов квартиру посещает контролер и, если межповерочный интервал водомера близок к окончанию, выписывает соответствующее уведомление, информируя о необходимости оформления заявки на замену. Чтобы заменить счетчик, потребителю дается 30 дней.

Но часто бывает так: гражданин уведомление подписывает, но об оформлении заявки забывает. Между тем подобная забывчивость чревата неприятными последствиями: по истечении 30-дневного срока начинает применяться общая норма водопотребления. Тогда, как правило, наступает прозрение.

Если семья из трех человек оплачивает по счетчикам около 13 куб. м воды в месяц, то в случае проволочки с их заменой придется заплатить уже за 36 куб. м, поскольку норма водопотребления в Минске, как известно, 12 куб. м на человека в месяц. Разница, видим, внушительная — 23 куб. м. Чтобы подсчитать сумму, которую в приведенном примере необходимо уплатить, остается лишь умножить 23 куб. м на 1,7789 рубля — именно столько стоит сегодня в Минске 1 кубометр воды для потребителей-физлиц. И общая норма будет действовать, пока хозяин квартиры не заменит водомер. Что не менее важно: возможность последующего перерасчета не предусмотрена — потерю в этом случае, как и показания счетчиков, назад не отмотаешь.

Изменить условные на фактические

Когда мы оплачиваем в ЕРИП жилищно-коммунальные услуги, в графе «Текущие показания прибора учета» появляются показания счетчика, которые формируются на основе среднего объема нашего расхода воды. Но это всего лишь подсказка. Наша задача — изменить условные показания на фактические. Иначе может образоваться долг, поскольку средняя цифра, предлагаемая автоматически, лишь частично отражает потребление.

Можно ли платить за потребление воды на глазок — разбираемся вместе со специалистом «Водосбыта»
За среднее система берет показания за два предыдущих месяца, когда их вносил плательщик: например, в одном месяце мы указали 10 куб. м, в другом — 4 куб. м, значит, среднее значение, которое будет предложено, — 7 куб. м. При этом фактический расход может достигать и 10, и 12, и больше кубов. И когда приходит контролер для плановой сверки показаний приборов учета, то нередко сталкивается с тем, что на водомере 50, 100 кубометров, а то и больше больше того, что оплачено. Так получается у тех, кто не контролирует показания счетчиков.

Зафиксированную контролером задолженность необходимо погасить до 25-го числа следующего месяца. В противном случае стоит быть готовым к тому, что искомую сумму вычтут из зарплаты или пенсии. А то и вовсе отключат воду — да-да, такое тоже возможно. Никаких рассрочек, увы, не предусмотрено.

Более того, в случае задержки оплаты, согласно законодательству, начисляется пеня в размере 0,3 % от суммы не поступившего платежа за каждый день просрочки. Из всего этого очень простой вывод: необходимо следить за показаниями водомеров и не соглашаться с цифрами, предлагаемыми системой. А если раз или два согласились, то в следующий раз ситуацию нужно обязательно исправить, указав фактические показания счетчиков.

Не платить впрок: переплата тоже чревата

Если при систематическом игнорировании показаний приборов учета у одних жильцов аккумулируется недоплата, то у других — переплата. Бывает так, что человеку приходится выехать на неопределенный срок: воду он не потребляет, но по памяти или по подсказкам системы ЕРИП, которые та автоматически предлагает при вводе показателей, продолжает платить за нее, как прежде. Мол, больше — не меньше: проблем не будет. Но это как сказать.

Можно ли платить за потребление воды на глазок — разбираемся вместе со специалистом «Водосбыта»
Фото Depositphotos

Проиллюстрируем проблему более показательным примером. Сломался счетчик, умные колесики застыли на отметке 1 000. Приходит контролер, видит остановившийся водомер и сверяется с расчетами потребителя: тот оплатил по прибору, положим, 1 050 кубометров. Может, счетчик сломался в прошлом месяце, а может, год назад — за это время оплачено лишь 50 кубометров. В этой ситуации возврата средств за оплаченные кубометры не будет, так как неизвестно, когда водомер остановился: расчет будет произведен по норме водопотребления.

А вот ситуация с плановой заменой счетчика. Предположим, по нему зафиксирована переплата. По идее, ее можно было бы перенести на следующий период, но законодательством четко определен срок исковой давности. Если окажется, что переплата образовалась 3 года назад и более, вернуть уплаченные средства (в том числе использовать их в счет текущих или предстоящих платежей) не получится. Отсюда все та же рекомендация — регулярно сверяться с водомерами и отражать фактические показания: если в этом месяце переплатили, в следующем можно без проблем скорректировать подлежащий оплате объем.

Справочно

Специалисты ЦРП «Водосбыт» доступны по короткому номеру 119: они оперативно помогут разобраться во всем, что касается начисления сумм платежей и механизма расчетов.

Источник: minsknews.by

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.